Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Лексические нормы
1.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с ре­че­вы­ми ошиб­ка­ми:

1) Он стре­мит­ся всеми си­ла­ми пре­вра­тить свою цель в жизнь.
2) Ис­то­рия этой семьи впол­не могла бы лечь в ос­но­ву це­ло­го ро­ма­на.
3) Это была де­вуш­ка с ме­лоч­ны­ми чер­та­ми лица.
4) Во время раз­го­во­ра он часто пе­ре­ли­вал из пу­сто­го в по­рож­нее.
5) Участ­ни­ки кон­фе­рен­ции рас­ска­за­ли о пер­спек­ти­вах на бу­ду­щее.
2.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с ре­че­вы­ми ошиб­ка­ми:

1) Надо быст­ро что-ни­будь съесть, пока суть да дело.
2) Этому важ­но­му во­про­су уде­ля­ли очень серьёзное зна­че­ние.
3) Цейт­нот вре­ме­ни не поз­во­лил мне тща­тель­но об­ду­мать свой ответ.
4) Он стал ди­пло­ман­том по­пу­ляр­но­го му­зы­каль­но­го кон­кур­са «Мо­ло­дые та­лан­ты».
5) На­чал­ся от­бо­роч­ный этап со­рев­но­ва­ний по лёгкой ат­ле­ти­ке.
3.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с ре­че­вы­ми ошиб­ка­ми:

1) Ад­ре­сант, к сча­стью, от­пра­вил важ­ное пись­мо во­вре­мя.
2) Про­из­во­ди­те­лям при­ш­лось уде­ше­вить сто­и­мость от­дель­ных то­ва­ров для на­се­ле­ния.
3) Учеб­ные за­ня­тия в уни­вер­си­те­те нач­нут­ся в на­ча­ле сен­тяб­ря ме­ся­ца.
4) Наш фи­нан­со­вый ди­рек­тор об­ла­да­ет хо­ро­ши­ми ор­га­ни­за­тор­ски­ми спо­соб­но­стя­ми.
5) В ко­ри­до­ре было так темно, что хоть глаз вы­ши­би.
4.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Он сидел, об­ло­ко­тив­шись спи­ной о спин­ку стула.
2) Ди­рек­тор вру­чил ат­те­ста­ты всем вы­пуск­ни­кам школы.
3) Возь­ми себе бóльшую по­ло­ви­ну пи­ро­га.
4) На ска­мей­ке си­де­ли иг­ро­ки за­пас­но­го со­ста­ва ко­ман­ды.
5) Котёнок на­про­каз­ни­чал: сло­мал хру­сталь­ную вазу.
5.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ав­то­ру ста­тьи не уда­лось из­бе­жать не­сколь­ких до­сад­ных ре­че­вых оши­бок.
2) Все па­мят­ли­вые со­бы­тия пу­те­ше­ствия Даша опи­са­ла в своём днев­ни­ке.
3) Я лез из кожи вон, но на­чаль­ство не за­ме­ча­ло моего усер­дия.
4) Вы­да­ю­щий­ся ис­пол­ни­тель с блес­ком ис­пол­нил не­сколь­ко пре­лю­дий Баха.
5) Эта книга ад­ре­со­ва­на всем, кто ин­те­ре­су­ет­ся про­бле­ма­ми куль­ту­ры речи.
6.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Я хотел бы сде­лать другу по­да­роч­ный пре­зент.
2) Он стре­мит­ся иг­рать за­глав­ную роль во всех делах клас­са.
3) В.Г.Бе­лин­ский свои взгля­ды изоб­ра­жа­ет в кри­ти­че­ских ста­тьях.
4) Вы мо­же­те ока­зать нам боль­шую поль­зу, если со­гла­си­тесь по­мочь.
5) Для меня не­воз­мож­но сча­стье, если я не могу раз­де­лить его с дру­ги­ми.
7.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Это ве­ще­ство ока­зы­ва­ет боль­шой вред на рас­те­ния.
2) Пер­вым ли­ди­ру­ет нор­веж­ский ве­ло­си­пе­дист.
3) Знаки пре­пи­на­ния в рус­ском языке имеют очень важ­ную роль.
4) Мы были не­веж­да­ми в линг­ви­сти­че­ских во­про­сах.
5) Ар­гу­мен­та­ция этого по­ло­же­ния в до­кла­де прак­ти­че­ски от­сут­ству­ет.
8.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) В агент­стве нам охот­но предо­ста­ви­ли не­об­хо­ди­мые све­де­ния.
2) На за­ня­ти­ях круж­ка мы создаём мо­де­ли ко­раб­лей и воз­душ­ных аэро­пла­нов.
3) Она не про­из­во­ди­ла осо­бо­го вли­я­ния на окру­жа­ю­щих.
4) Гло­баль­ные ню­ан­сы от­ли­ча­ют мыш­ле­ние со­вре­мен­ных людей.
5) Вид на город с вы­со­ты со­ро­ко­во­го этажа не­бо­скрёба был впе­чат­ля­ю­щим.
9.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Юноша ис­пы­ты­вал без­от­вет­ное чув­ство любви к этой пре­крас­ной де­вуш­ке.
2) Суммы дан­ных вы­плат оди­на­ко­во эк­ви­ва­лент­ны.
3) Гло­баль­ные из­ме­не­ния кли­ма­та могут ока­зать су­ще­ствен­ное зна­че­ние на эконо­мику раз­ных стран.
4) Это, ко­неч­но, не до­слов­ные его слова, но смысл имен­но таков.
5) Нель­зя при­чи­нять боль дру­гим людям.
10.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Воз­мож­но, одним из воз­мож­ных путей ре­ше­ния про­бле­мы яв­ля­ет­ся её изу­че­ние в ис­то­ри­че­ском ас­пек­те.
2) Наша во­лей­боль­ная ко­ман­да обя­за­тель­но одер­жит успех на олим­пиа­де.
3) У него очень за­по­ми­на­ю­ще­е­ся, при­мет­ли­вое лицо.
4) В ро­ма­не пи­са­тель рас­ска­зы­ва­ет о не­про­стой че­ло­ве­че­ской судь­бе.
5) Де­лай­те что хо­ти­те, а я умы­ваю руки.
11.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Мо­ло­дой ар­тист по­лу­чил за­слу­жен­ный три­умф у зри­те­лей.
2) Надо по­ста­рать­ся найти не про­сто при­ем­ле­мое, а оп­ти­маль­ное ре­ше­ние.
3) Сей­час в моде сдер­жан­ная цвет­ная гамма.
4) Как все лег­ко­мыс­лен­ные люди, она часто бро­са­ла день­ги на ветер.
5) Уче­ние о язы­ко­вых сти­лях имеет дол­гую ис­то­рию.
12.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Я меч­таю усво­ить про­фес­сию про­грам­ми­ста, по­то­му что она очень ин­те­рес­ная.
2) Роман по­стро­ен на ре­аль­ных ис­то­ри­че­ских фак­то­рах.
3) Во вто­рой по­ло­ви­не XIX века рус­ская ли­те­ра­ту­ра раз­ви­ва­лась осо­бен­но быст­ро.
4) Гнёзда боль­шин­ства пев­чих птиц имеют форму от­кры­той чаши.
5) К де­ся­ти часам бы­ва­ет уже так темно, хоть глаз вы­ко­ли.
13.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Мы этого об­ман­щи­ка вы­ве­дем на чи­стую воду.
2) Про­бле­мы, по­став­лен­ные в ста­тье, яв­ля­ют­ся спор­ны­ми и про­блем­ны­ми.
3) Маль­чик от­ве­чал на во­про­сы с каким-то ви­нов­ным видом.
4) Не верю, что такой сим­па­тич­ный чёрный котёнок может пред­ве­щать беду.
5) Вы мне по­мог­ли, и я готов ока­зать вам бла­го­дар­ность.
14.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) В первую де­ся­ти­днев­ную де­ка­ду по­го­да не из­ме­нит­ся.
2) Ре­зуль­та­ты кон­кур­са будут объ­яв­ле­ны по радио.
3) А дни стоят го­лу­бые, без­об­лач­ные, самые что ни на есть ле­та­тель­ные.
4) Не­при­я­тель явно понёс по­ра­же­ние после атаки наших войск.
5) Ста­руш­ка, ви­ди­мо, уста­ла, шла всё мед­лен­нее, на одном ды­ха­нии.
15.  
i

Ре­че­вые ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Чем доль­ше я вгля­ды­вал­ся в позу лица не­зна­ком­ца, тем боль­шее вол­не­ние охва­ты­ва­ло меня.
2) Силы быст­ро ис­сяк­ли, руки оне­ме­ли.
3) Цен­ность че­ло­ве­ка опре­де­ля­ет­ся не от­сут­стви­ем не­до­стат­ков, а на­ли­чи­ем до­сто­инств.
4) В про­цес­се вос­пи­та­ния детей лич­ный при­мер ро­ди­те­лей за­ни­ма­ет боль­шое и важ­ное зна­че­ние.
5) Стро­и­те­ли в те­че­ние дня ан­ну­ли­ро­ва­ли все не­до­дел­ки.
16.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Я хочу по­лу­чить в банке ин­ве­сти­цию на об­ра­зо­ва­ние.
2) Мо­ло­дожёнам предо­ста­ви­ли двух­ком­нат­ную квар­ти­ру.
3) Во вто­ром дей­ствии ко­ме­дии дей­ствия раз­ви­ва­ют­ся ин­те­рес­но и ди­на­мич­но.
4) Еже­год­но на ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти аль­тер­на­тив­ной энер­ге­ти­ки пра­ви­тель­ством вы­де­ля­ют­ся огром­ные суммы.
5) В этом деле по­ло­жи­тель­ную роль имеет со­гла­сие всего кол­лек­ти­ва.
17.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Пас­са­жи­ры, ку­ря­щие во время полёта, будут ан­ну­ли­ро­ва­ны.
2) Бу­ду­щая пер­спек­ти­ва по­лу­чить глав­ную роль за­став­ля­ла актёра тру­дить­ся с пол­ной от­да­чей.
3) Штор­мо­вой ветер гонит по морю огром­ные волны.
4) Ре­дак­тор­ские прав­ки были удач­ли­вы­ми, от них рас­сказ толь­ко вы­иг­рал.
5) Внеш­ний вид го­сти­ни­цы не все­гда со­от­вет­ству­ет уров­ню об­слу­жи­ва­ния в ней.
18.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ту­ри­стам при­ш­лось из­ме­нить марш­рут, чтобы за­па­стись не­об­хо­ди­мы­ми про­дук­та­ми.
2) От этой бе­се­ды у меня оста­лось какое-то дву­лич­ное впе­чат­ле­ние.
3) Чтобы до­стать это ру­мя­ное яб­ло­ко, мне при­ш­лось под­прыг­нуть вверх.
4) Спортс­ме­ны раз­де­ли­ли ра­дость по­бе­ды со своим тре­не­ром.
5) Боль­шое вни­ма­ние уде­ле­но опи­са­нию самых ха­рак­тер­ных черт ха­рак­те­ра глав­но­го героя.
19.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) В этот хо­лод­ный и вет­ре­ный день ветер не уни­мал­ся целый день.
2) Мой друг из­ме­нил­ся за эти годы до не­узна­ва­е­мо­сти.
3) В по­след­ние годы почти все пу­сты­ри в нашем рай­о­не были за­стро­е­ны.
4) Рань­ше я до­воль­но часто по­се­щал чи­та­тель­ский зал.
5) Вес и раз­ме­ры этого груза со­от­вет­ство­ва­ли норме.
20.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Он об­ло­ко­тил­ся ногой на сту­пень­ку крыль­ца.
2) Нель­зя быть таким не­веж­дой, надо учить­ся, рас­ши­рять свой кру­го­зор.
3) В толь­ко что от­крыв­шем­ся су­пер­мар­ке­те цены на то­ва­ры были на­мно­го де­шев­ле.
4) Такие ре­зуль­та­ты сви­де­тель­ству­ют о боль­шом уров­не об­ра­зо­ва­ния в стра­не .
5) Эта сме­лая мысль была вы­ска­за­на как пред­по­ло­же­ние
21.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Эта книга на нас ока­за­ла боль­шое впе­чат­ле­ние.
2) Я был очень рад, что смог сде­лать услу­гу этому из­вест­но­му в го­ро­де че­ло­ве­ку.
3) Боль­шая по­ло­ви­на вы­ступ­ле­ния по­свя­ще­на кри­ти­ке.
4) Глав­ную роль в этом филь­ме сыг­рал по­да­ю­щий на­деж­ды мо­ло­дой актёр.
5) Аби­ту­ри­ен­ты, успеш­но сдав­шие эк­за­ме­ны, были за­чис­ле­ны на пер­вый курс уни­вер­си­те­та.
22.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) За год ас­пи­рант опуб­ли­ко­вал пять на­уч­ных пуб­ли­ка­ций.
2) Мой сосед на за­висть всем купил новый гон­чий мо­то­цикл.
3) Мало мы ещё уде­ля­ем зна­че­ния раз­ви­тию эко­ло­ги­че­ско­го ту­риз­ма.
4) В про­из­ве­де­ни­ях ху­дож­ни­ка ор­га­нич­но со­че­та­ют­ся ис­то­ри­че­ские и со­вре­мен­ные сю­же­ты.
5) Черты его лица от­ли­ча­лись пра­виль­но­стью, если не счи­тать гру­бо­ва­той формы под­бо­род­ка.
23.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Пётр уже пять лет за­ни­ма­ет­ся руч­ным ганд­бо­лом.
2) Не­об­хо­ди­мо по­ни­мать, что глу­бо­кое по­ни­ма­ние жизни при­хо­дит толь­ко с опы­том.
3) В два­дцать во­семь лет Сер­гей Есе­нин уже был ав­то­ром из­вест­ных всем сти­хов.
4) У мо­ло­до­го со­труд­ни­ка явно есть ор­га­ни­за­ци­он­ные спо­соб­но­сти.
5) Не стоит ве­рить обе­ща­ни­ям Игоря: у него семь пят­ниц на не­де­ле
24.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Де­вуш­ка обер­ну­лась назад и уви­де­ла по­дру­гу.
2) В пе­ре­ры­ве ан­трак­та мы вышли в фойе.
3) Сю­же­ты для своих про­из­ве­де­ний ан­тич­ные пи­са­те­ли обыч­но брали из ми­фо­ло­гии.
4) Наши то­ва­ры идут на им­порт в раз­ные стра­ны мира.
5) Зна­чи­тель­ная часть ма­те­ри­ка рас­по­ло­же­на в уме­рен­ном кли­ма­ти­че­ском поясе.
25.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) В не­зна­ко­мом лесу он плохо ори­ен­ти­ро­вал­ся и все­гда за­блуж­дал­ся.
2) Если я не со­гла­сен с учи­те­лем, то я имею мне­ние вы­ска­зать свою точку зре­ния.
3) Между на­ши­ми стра­на­ми раз­ви­ва­ет­ся эко­но­мич­ное и куль­тур­ное со­труд­ни­че­ство.
4) Ис­сле­до­ва­те­ли твор­че­ства пи­са­те­ля на­зы­ва­ют это про­из­ве­де­ние ма­лень­кой по­ве­стью или боль­шим рас­ска­зом.
5) Це­ле­на­прав­лен­ное вы­ве­де­ние новых пород собак на­ча­лось лишь в се­ре­ди­не де­вят­на­дца­то­го века.
26.  
i

Ре­че­вые ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Щед­рая, бо­га­тая осень одела леса и рощи в зо­ло­той наряд.
2) Балет «Щел­кун­чик» про­извёл на ребёнка огром­ное впе­чат­ле­ние.
3) На мой взгляд, самая гу­ма­ни­тар­ная про­фес­сия на земле — это врач.
4) Ге­рой­ский по­сту­пок Ва­леч­ки ока­зал­ся бес­пре­це­дент­ным и не имел пре­це­ден­та в её про­шлом.
5) Знал я сво­е­го со­се­да как об­луп­лен­но­го.
27.  
i

Ре­че­вые ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Нам рас­ска­за­ли о пи­са­те­ле и про­чи­та­ли от­рыв­ки из его твор­че­ства.
2) Мы со­би­ра­лись ре­а­ли­зо­вать все свои ил­лю­зии во время лет­них ка­ни­кул.
3) Солн­це под­ни­ма­ет­ся всё выше, зноем пышет не­по­движ­ный воз­дух.
4) Наша фирма тра­ди­ци­он­но из­го­тав­ли­ва­ет филь­тры для воды, но может вы­пол­нить и дру­гую про­дук­цию.
5) До­ро­гие серд­цу вещи мы хра­ним как зе­ни­цу ока.
28.  
i

Ре­че­вые ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Бе­реж­ное от­но­ше­ние к при­ро­де поз­во­лит со­хра­нить её бо­гат­ства для по­том­ков.
2) Егоруш­ка огля­нул­ся вперёд и ни­ко­го не уви­дел.
3) Чуть ли не круг­лые сутки мама за­ня­та ра­бо­той: го­то­вит, уби­ра­ет, сти­ра­ет.
4) Де­ло­вые люди бе­ре­гут каж­дую ми­ну­ту вре­ме­ни.
5) В нашем учре­жде­нии все­гда при­да­ва­лось боль­шое вни­ма­ние чут­ко­му от­но­ше­нию к людям.
29.  
i

Ре­че­вые ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Аро­ма­ти­че­ские ве­ще­ства ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в ку­ли­на­рии.
2) Моя со­сед­ка все­гда при­слу­ши­ва­лась к со­ве­там своей муд­рой и прак­ти­че­ской при­я­тель­ни­цы.
3) Он был ма­стер на все руки - сле­сарь, сто­ляр, плот­ник и даже ме­ха­ник.
4) Какой-то не­обыч­ный комар при­чи­нил укус ма­лень­ко­му ребёнку.
5) Наше бюро пред­ла­га­ет услу­ги по тру­до­устрой­ству на ра­бо­ту самых раз­ных специ­али­стов.
30.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Со­вре­мен­но­му че­ло­ве­ку редко хо­чет­ся чи­тать по­э­зию, такую далёкую от прозы жизни.
2) Аб­ри­ко­со­вые де­ре­вья этой вес­ной побил про­лив­ной град.
3) Никто не со­би­ра­ет­ся петь ди­фи­рам­бы фут­бо­ли­стам этой ко­ман­ды.
4) К уроку рус­ской ли­те­ра­ту­ры мне за­да­ли вы­учить об­ры­вок из поэмы Лер­мон­то­ва.
5) Пи­а­нист Свя­то­слав Рих­тер впер­вые де­бю­ти­ро­вал перед мос­ков­ской ауди­то­ри­ей слу­ша­те­лей в 1940 году.
31.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Этот па­мят­ник уста­нов­лен в честь по­дви­га мест­ных под­поль­щи­ков.
2) Ваш ад­ре­сант может не по­лу­чить пись­мо, если вы не­пра­виль­но под­пи­ше­те кон­верт.
3) Уви­дев нас опять у двери сво­е­го ка­би­не­та, он в изум­ле­нии оста­но­вил­ся и вы­та­ра­щил лицо.
4) Мы ис­ка­ли Ивана, но он как сквозь землю про­пал.
5) Слуга имел хо­ро­шие ма­не­ры и любил де­мон­стри­ро­вать их перед го­стя­ми.
32.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Пьер Без­ухов был за­ко­ре­не­лым ге­ро­ем.
2) В со­сед­нем ма­га­зи­не про­да­ва­ли толь­ко от­бор­ные фрук­ты и овощи.
3) Целый день мать кру­ти­лась как белка на шесте: го­то­ви­ла обед, сти­ра­ла, уби­ра­ла.
4) Не­ко­то­рые во­про­сы не вы­пол­ни­ли из-за не­ор­га­ни­зо­ван­но­сти нашей груп­пы.
5) Гу­ма­ни­сти­че­ская по­мощь при­ш­ла во­вре­мя в рай­о­ны, по­стра­дав­шие от на­вод­не­ния.
33.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) На празд­нич­ном столе сто­я­ло много сытой еды.
2) Как в ро­ма­не мо­ло­до­го ав­то­ра рас­кры­ва­ет­ся тема бю­ро­кра­тиз­ма?
3) Отец очень любил сына, но дер­жал его в ежо­вых ва­реж­ках.
4) Ста­ри­ки лю­би­ли гу­лять в го­род­ском парке.
5) В по­след­нее время из-за не­хват­ки вре­ме­ни он не смог во­вре­мя сдать про­ект.
34.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Этот оди­но­кий при­зыв к со­ве­сти так и остал­ся глас­но­стью во­пи­ю­ще­го в пу­сты­не.
2) Школь­ни­ки были на встре­че с отъ­яв­лен­ным удар­ни­ком труда.
3) В ин­тер­не­те би­ле­ты в вод­ный ак­ва­парк можно за­ка­зать со скид­кой.
4) Он го­во­рил по-фран­цуз­ски с па­риж­ским ак­цен­том.
5) На уро­ках ли­те­ра­ту­ры мы ана­ли­зи­ро­ва­ли роман «Люди на бо­ло­те».
35.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) У де­вуш­ки на порт­ре­те кра­си­вый пря­мой нос и не­боль­шие русые глаза
2) В со­чи­не­нии я по­ста­ра­юсь вы­ра­зить ос­нов­ную и глав­ную суть рас­ска­за «Муму»
3) На­сто­я­щее ва­ви­лон­ское стол­по­тво­ре­ние было этой но­во­год­ней ночью на цен­траль­ной пло­ща­ди на­ше­го го­ро­да
4) На пен­сии он устро­ил­ся ра­бо­тать швей­цар­цем в до­ро­гой ре­сто­ран
5) Уже в конце про­шло­го века эта бо­ло­ти­стая мест­ность при­влек­ла вни­ма­ние пред­при­ни­ма­те­лей
36.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы, учи­ты­вая нормы лек­си­че­ской со­че­та­е­мо­сти:

А)  стек­ло

Б)  дви­га­тель

В)  день

Г)  че­ло­век

1)  вет­ре­ный

2)  вет­ря­ной

3)  вет­ро­вой

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

37.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы, учи­ты­вая нормы лек­си­че­ской со­че­та­е­мо­сти:

А)  рука

Б)  падеж

В)  ум

Г)  двор­няж­ка

1)  кос­ный

2)  кос­вен­ный

3)  кост­ля­вый

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

38.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы, учи­ты­вая нормы лек­си­че­ской со­че­та­е­мо­сти:

А)  талон

Б)  на­блю­де­ния

В)  звук

Г)  ка­лен­дарь

1)  от­ры­ви­стый

2)  от­рыв­ной

3)  от­ры­воч­ный

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

39.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы, учи­ты­вая нормы лек­си­че­ской со­че­та­е­мо­сти:

А)  под­ро­сток

Б)  во­прос

В)  от­ро­сток

Г)  зуб

1)  ко­рен­ной

2)  кор­не­вой

3)  ко­ре­на­стый

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Очень вкус­ное яб­ло­не­вое по­вид­ло при­го­то­ви­ла моя ба­буш­ка.
2) Сей­час мно­гие пи­са­те­ли при­сталь­но за­ни­ма­ют­ся по­ли­ти­кой.
3) Я мно­гое видел на своём веку.
4) Этот або­не­мент дей­стви­те­лен в те­че­ние ме­ся­ца.
5) В нашем ре­ги­о­не, как ока­за­лось, боль­шие за­ле­жи ка­ме­ни­сто­го угля.
41.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) После снеж­ной пурги степь ка­за­лась без­жиз­нен­ной и пу­стын­ной.
2) Таких обиль­ных мо­ро­зов у нас уже давно не было.
3) Боль­ше всего Пав­лик любил дру­жить со взрос­лы­ми.
4) Все за­ин­те­ре­со­ван­но об­суж­да­ли дебют этого мо­ло­до­го и та­лант­ли­во­го актёра.
5) Толь­ко две де­воч­ки на­де­ли се­год­ня школь­ную форму.
42.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Мой млад­ший брат до­ста­точ­но скры­тый че­ло­век: он ни­ко­гда не рас­ска­зы­ва­ет мне о своих дру­зьях.
2) В про­цес­се вос­пи­та­ния ребёнка важ­ную роль имеет его окру­же­ние.
3) Наш ру­ко­во­ди­тель про­ек­та вы­дви­нул дель­ное пред­ло­же­ние.
4) При­езд в город этого ле­ген­дар­но­го му­зы­кан­та стал на­сто­я­щей сен­са­ци­ей.
5) От­вет­ная контр­ата­ка ока­за­лась не­ожи­дан­ной для не­при­я­те­ля.
43.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ма­лень­кий та­лант­ли­вый скри­пач та­лант­ли­во ис­пол­нил слож­ную пьесу и по­ко­рил своим та­лан­том зал.
2) Про­фес­сор взял слово по­след­ним и сде­лал итоги за­се­да­ния.
3) Твор­че­ское на­сле­дие Ев­ге­ния Гле­бо­ва не огра­ни­чи­ва­ет­ся ба­ле­том «Ма­лень­кий принц».
4) Дру­зья были очень по­хо­жи друг на друга — на­сто­я­щие ан­ти­по­ды.
5) И афе­рист, и жерт­ва его об­ма­на были од­но­го поля ягоды.
44.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Он го­во­рил с нами иро­нич­ным тоном.
2) Со­ве­тую это за­пом­нить, то есть за­ру­бить себе на ус, и боль­ше не со­вер­шать таких по­ступ­ков.
3) Он по­ни­ма­ет, что чест­ный труд при­но­сит поль­зу об­ще­ству.
4) Тре­нер про­ана­ли­зи­ро­вал ошиб­ки нашей фут­боль­ной ко­ман­ды и подвёл не­об­хо­ди­мые вы­во­ды.
5) Сим­во­лы бе­ло­рус­ско­го ор­на­мен­та имеют глу­бо­кое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние, сим­во­лизм ко­то­ро­го мно­гие уже не осо­зна­ют.
45.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы, учи­ты­вая нормы лек­си­че­ской со­че­та­е­мо­сти:

А)  крас­ка

Б)  рас­те­ние

В)  пятно

Г)  глаз

1)  мас­ле­ный

2)  мас­ля­ный

3)  мас­лич­ный

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

46.  
i

Рас­крой­те скоб­ки. Опре­де­ли­те, какое слово долж­но сто­ять на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A)  Почти на самом бе­ре­гу бухты стоит (...) дом.

Б)  Огром­ный (...) опыт уло­жил­ся в этих муд­рых сло­вах ста­рин­ной песни.

В)  Новый (...) квар­тал со­сто­ит из се­ми­де­ся­ти ма­ло­этаж­ных домов.

Г)  Проф­со­юз­ный ко­ми­тет ин­сти­ту­та по­мо­жет ре­шить (...) во­прос тем сту­ден­там, ко­то­рым не хва­ти­ло мест в об­ще­жи­тии.

1)  жи­лищ­ный

2)  жилой

3)  жи­тей­ский

47.  
i

Рас­крой­те скоб­ки. Опре­де­ли­те, какое слово долж­но сто­ять на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Че­ло­ве­ку нужно не три ар­ши­на земли, не усадь­ба, а весь (...) шар, вся при­ро­да.

Б)  Вслед­ствие не­по­силь­ной ра­бо­ты и пло­хо­го пи­та­ния прач­ка часто бо­ле­ла и имела (...) цвет лица.

В.  Боль­шой (...) уча­сток вы­де­лен для стро­и­тель­ства дет­ской боль­ни­цы.

Г)  Как рас­счи­ты­ва­ет­ся (...) налог в этом году?

1)  зем­ной

2)  зе­мель­ный

3)  зем­ли­стый

48.  
i

Рас­крой­те скоб­ки. Опре­де­ли­те, какое слово долж­но сто­ять на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  В той роще (...) со­ло­вуш­ки поют.

Б.  Глав­ным ин­стру­мен­том певца яв­ля­ют­ся (...) связ­ки.

В.  По­лу­чат ли по­дар­ки впер­вые (...) из­би­ра­те­ли?

Г.  По­слу­шать (...) со­об­ще­ния можно через при­ло­же­ние «Те­ле­фон».

1)  го­ло­со­вые

2)  го­ло­си­стые

3)  го­ло­су­ю­щие

49.  
i

Рас­крой­те скоб­ки. Опре­де­ли­те, какое слово долж­но сто­ять на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  По­че­му твоя (...) ра­бо­та по пси­хо­ло­гии со­дер­жит всего лишь одну главу?

Б.  В сфере меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний (...) служ­ба иг­ра­ет огром­ную роль.

В.  Моя тётя, по мне­нию кол­лег, очень вни­ма­тель­ная, от­вет­ствен­ная и (...) со­труд­ни­ца.

Г.  Из­вест­но, что (...) почта, пе­ре­ме­ща­е­мая через та­мо­жен­ную гра­ни­цу, не под­ле­жит вскры­тию.

1)  ди­пло­ма­тич­ная

2)  ди­пло­ма­ти­че­ская

3)  ди­плом­ная

50.  
i

Опре­де­ли­те, в каких пред­ло­же­ни­ях на­ру­ше­ны ре­че­вые нормы. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния).

 

1)  Он любил книги, театр и жи­во­пись.

2)  Ста­рик рас­ска­зы­вал мо­ло­дой молодёжи какую-то сказ­ку.

3)  На встре­че с гео­ло­га­ми мы узна­ли много ин­те­рес­но­го о про­ис­ках ме­сто­рож­де­ний нефти и газа.

4)  Ни­ки­та всё решил пра­виль­но, сразу видно, что го­ло­ва на пле­чах у него есть.

5)  Не­зна­ко­мец в плаще уста­вил­ся на нас ши­ро­ко ра­зи­ну­тым взгля­дом.

51.  
i

Опре­де­ли­те, в каких пред­ло­же­ни­ях на­ру­ше­ны ре­че­вые нормы. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния).

 

1)  Я шла по тро­пин­ке вдоль поля, как вдруг чей-то крик за­ста­вил меня оста­но­вить­ся.

2)  Ему за­хо­те­лось за­кри­чать во всю мочь, то есть тихо, но он ис­пу­гал­ся.

3)  Ста­рый диван, об­тя­ну­тый на­ту­раль­ной кожей из дер­ма­ти­на, стал укра­ше­ни­ем на­ше­го зала.

4)  Из-за вспыль­чи­во­го ха­рак­те­ра он всё время кон­флик­то­вал с кол­ле­га­ми.

5)  В се­ре­ди­не про­шло­го века эта стра­на иг­ра­ла пер­вое место в ми­ро­вой эко­но­ми­ке.